ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДЬКО ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ - МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»
|
Дополнительная программа по музыкально - ритмической деятельности «Ритмика для детей 3–4 лет»Пояснительная записка Дошкольный возраст - один из наиболее важных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Двигательная активность и игра как ведущий вид деятельности особенно важны в этом возрастном периоде, поэтому физическому воспитанию должно уделяться как можно больше времени и внимания. Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Актуальность Программы обусловлена тем, что в современном мире ритмика - считается одним из главных способов гармоничного развития ребёнка, обладает огромными возможностями в самореализации и проявления индивидуальности в творчестве. Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях. В этом отражается художественное-эстетическое направление программы. Эффективность ритмики как образовательной программы в ее разностороннем воздействии на ОДА, сердечно сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. В связи с этим проблема разработки программы по ритмике с учетом ФГОС становится наиболее актуальной. Цели и задачи реализации программы Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста 3-4 лет, независимо от наличия у них специальных физических данных. Программа предполагает освоение азов ритмики, изучение танцевальных элементов, воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. Цель программы: Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Задачи программы Оздоровительные задачи: -повышать приспособляемость и работоспособность органов и систем растущего организма; -обеспечивать пропорциональное развитие всех мышечных групп; -формировать здоровье сберегающее и здоровье укрепляющее двигательное поведение, предупреждающее возникновение плоскостопия и искривления осанки. Образовательные задачи: -формировать правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений; -расширять способности к пониманию словесной инструкции при выполнении знакомых упражнений и восприятию незначительных изменений. Развивающие задачи: -развитие творческих и созидательных способностей - развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; - формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку. Воспитательные задачи: - воспитывать умение эмоционального выражения движений под музыку, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи При распределении разделов программы учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности детей младшей группы, физические возможности и психологические особенности детей дошкольного возраста 3-4 года. Программа предусматривает совместную работу педагога, родителей и детей: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, привлечение родителей к работе творческого объединения. Программа по ритмике ведется в рамках дошкольного учреждения и не предусматривает оценивание учащихся. Характеристика особенностей развития детей 3-4 лет: Дети 3-4 лет чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Движение малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объём и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер. Задачей педагога является воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, формирование умений использовать знакомые движения в игровых ситуациях. Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками. Детям предлагаются более простые композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более простые схемы перестроений и элементарные танцевальные движения. Планируемые результаты освоения Программы Формирование: эмоциональной отзывчивости на музыку лёгкости, пластичности, выразительности движений умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития музыкального образа Совершенствование техники исполнения разученных танцевальных движений по –одному и в парах нравственно – коммуникативных качеств, индивидуальности. Развитие: чувства ритма умения ориентироваться в пространстве координации движений творческого воображения. При разработке плана работы учитывались возрастные особенности детей от 3 до 4 лет (указаны выше) Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище, протекания нервных процессов и их зрелости сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); узнает знакомые мелодии; двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки; умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений. Этапы и методы для реализации рабочей программы. Целостный процесс обучения ритмике можно условно разделить на три этапа: Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению); Этап углубленного разучивания упражнения; Этап закрепления и совершенствования упражнения. Успешное решение поставленных задач в НОД по ритмике в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой методов обучения. Наиболее близкими к нашему предмету я считаю следующие: Метод показа. Разучивание нового движения, позы я предваряю точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, я выполняю движение вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку. Словесный метод. Методический показ не может обойтись бес словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движениями и музыкой. Импровизационный метод. В НОД по хореографии имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Педагогу следует лишь тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении. Метод наглядности. НОД с дошкольниками вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию НОД, возрасту и подготовленности занимающихся. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. Концентрированный метод. Заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания. Этапы работы I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь - ноябрь) II этап – основной (декабрь – январь - февраль) III этап – этап совершенствования (март – апрель – май) Программа обучения содержит следующие разделы: Подготовительно-развивающие упражнения; (Ритмика) Упражнения на полу (партерная гимнастика); Движения с предметами и игрушками; (музыкально ритмическая композиция) Танцевальные игры; (музыкально-подвижные игры) Примерный план организации занятия. Вводная часть: • построение и приветствие детей • проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи развернуты, голова прямо Подготовительная часть занятия: • разминка в движении: ходьба, бег, прыжки • танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика). Основная часть занятия: • партерная гимнастика • разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных. • разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных. Заключительная часть: • музыкальная игра • построение, поклон Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен. Младшая группа – дети 3-4 лет, занятия 2 раза в неделю по 15 мин. Форма занятий: групповая. Тематическое планирование на год (2022-2023 уч. г.) Месяц Задачи Содержание занятия Октябрь Ноябрь Тема «Осень в гости к нам пришла» Пробудить интерес к занятиям, дать детям элементарное представление о танце. Формирование правильного исполнения танцевального движения, шага. Ознакомление детей с разными темпами музыки. Формирование пластики, культуры движения, выразительность. Развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развивать музыкальную память, внимания; развивать координацию движений, пластичность, мягкость. Построение детей, Проверка правильности осанки. Разминка в движении,ходьба,бег, прыжки. Ритмическая гимнастика «Вперед 4 шага» Партерная гимнастика 1 упражнение «Лягушка» И. п. -лечь на живот, согнуть колени и развести в стороны, стопы соединить. 2 упражнение «Складочка» И. п. -садимся ноги вместе, спина прямая, руки смотрят вверх, наклоняемся вперед головку кладем на колени. 3 упражнение «Бабочка» И. п. - садимся ноги согнуты в коленях, стопы соединены, руки на стопах. Игра «Ладонь, кулак» Разучивание танцевальных движений для общего танца «Осень в золотой косынке» «Грибочки» Коммуникативная игра «У тебя у меня…» Построение и поклон Занятие закончено Декабрь Январь Февраль «Зимнее приключение» Формировать у детей плавные, легкие движения рук. Учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения. Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой. Продолжать учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения. Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям. Совершенствование координацию движений, навык ориентирование в пространстве. Построение детей, Проверка правильности осанки. Разминка в движении,ходьба,бег, прыжки. Разминка «Лошадка», «По кругу» Ритмическая гимнастика «Танцующий пингвин» Партерная гимнастика 1 упражнение «Книжечка» И. п. - сидя на полу, ноги врозь, руки прямые смотрят вверх, выполняется наклон в перед. 2 упражнение «Колечко И. п- лёжа на животе поднимаем корпус с опорой на руки, сгибаем ноги носочками касаемся головы 3 упражнение «Неваляшка» И. п. -лежа на полу ноги прямо, руки вдоль туловища. Перекаты на правый и левый бок. Разучивание танцевальных движений для танца девочек «Бусинки-красавицы» Общий танец «Огоньки» Танец для мальчиков «Зайки» Хоровод в парах «У елочки» Выполнение некоторых движений в парах. Подвижная музыкальная игра «Мышки и кошка» Игра на чувство ритма музыки Построение Поклон Занятие закончилось Март Апрель Май Весеннее пробуждение Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой. Развивать творческий потенциал ребенка и самовыражения через танец. Закреплять развитие двигательных качеств и умений координировать движения. Продолжать развивать гибкость, ловкость, точность и пластичность. Воспитывать выносливость, силу. Формировать осанку, красивую походку. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений. Построение детей, Проверка правильности осанки. Разминка в движении,ходьба,бег, прыжки. Разминка «Лошадка», «По кругу», «В рассыпную» Ритмическая гимнастика В парах «С ним попрыгай попляши» Партерная гимнастика 1 упражнение «Фасоленки» И. п. - Дети лёжа на спине, вытянув руки и ноги, перекатываются на один бок, на живот, на другой бок, передвигаясь по полу, как фасолинки. 2 упражнение «Лодочка» И. п. -Дети сидят на полу, согнув ноги и разведя их в разные стороны, перекатываясь то на правое, то на левое бедро, имитируя движения лодки. 3 упражнение «Дождик» И. п. - дети сидят на полу потихоньку начиная стучать кулачками и пяточками об пол, постепенно увеличивая темп, имитируя нарастающий шум дождя. 4 упражнение «Мостик» И. п. -Из положения лежа дети учатся подниматься в мостик и раскачиваются в нем, развивая гибкость в спине и плечевом суставе. Парный танец «Солнечная полька» «Оркестр для мамы» Подвижная музыкальная игра «Мышки и кошка» Игра на чувство ритма музыки Построение Поклон Занятие закончилось 1 показатель «1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке «2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; «3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; 2 показатель «1» - Низкий уровень – не справляется с заданием. «2» - Средний уровень – использует стандартные ритмические рисунки; «3» - Высокий уровень – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки; 3 показатель «1» - Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. «2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений; «3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений; 23 апреля 2023 в 13:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.