ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДЬКО ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ - МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»

Дополнительная программа по музыкально - ритмической деятельности «Ритмика для детей 3–4 лет»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - один из наиболее важных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Двигательная активность и игра как ведущий вид деятельности особенно важны в этом возрастном периоде, поэтому физическому воспитанию должно уделяться как можно больше времени и внимания.

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Актуальность

Программы обусловлена тем, что в современном мире ритмика - считается одним из главных способов гармоничного развития ребёнка, обладает огромными возможностями в самореализации и проявления индивидуальности в творчестве. Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях. В этом отражается художественное-эстетическое направление программы.

Эффективность ритмики как образовательной программы в ее разностороннем воздействии на ОДА, сердечно сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. В связи с этим проблема разработки программы по ритмике с учетом ФГОС становится наиболее актуальной.

Цели и задачи реализации программы

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста 3-4 лет, независимо от наличия у них специальных физических данных.

Программа предполагает освоение азов ритмики, изучение танцевальных элементов, воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

Цель программы:

Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи программы

Оздоровительные задачи:

-повышать приспособляемость и работоспособность органов и систем растущего организма;

-обеспечивать пропорциональное развитие всех мышечных групп;

-формировать здоровье сберегающее и здоровье укрепляющее двигательное поведение, предупреждающее возникновение плоскостопия и искривления осанки.

Образовательные задачи:

-формировать правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;

-расширять способности к пониманию словесной инструкции при выполнении знакомых упражнений и восприятию незначительных изменений.

Развивающие задачи:

-развитие творческих и созидательных способностей

- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение эмоционального выражения движений под музыку, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи

При распределении разделов программы учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности детей младшей группы, физические возможности и психологические особенности детей дошкольного возраста 3-4 года.

Программа предусматривает совместную работу педагога, родителей и детей: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, привлечение родителей к работе творческого объединения.

Программа по ритмике ведется в рамках дошкольного учреждения и не предусматривает оценивание учащихся.

Характеристика особенностей развития детей 3-4 лет:

Дети 3-4 лет чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Движение малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объём и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.

Задачей педагога является воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, формирование умений использовать знакомые движения в игровых ситуациях. Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

Детям предлагаются более простые композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более простые схемы перестроений и элементарные танцевальные движения.

Планируемые результаты освоения Программы

Формирование:

эмоциональной отзывчивости на музыку

лёгкости, пластичности, выразительности движений

умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития музыкального образа

Совершенствование

техники исполнения разученных танцевальных движений по –одному и в парах

нравственно – коммуникативных качеств, индивидуальности.

Развитие:

чувства ритма

умения ориентироваться в пространстве

координации движений

творческого воображения.

При разработке плана работы учитывались возрастные особенности детей от 3 до 4 лет (указаны выше)

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище, протекания нервных процессов и их зрелости сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

узнает знакомые мелодии;

двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки;

умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;

проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.

Этапы и методы для реализации рабочей программы.

Целостный процесс обучения ритмике можно условно разделить на три этапа:

Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);

Этап углубленного разучивания упражнения;

Этап закрепления и совершенствования упражнения.

Успешное решение поставленных задач в НОД по ритмике в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой методов обучения. Наиболее близкими к нашему предмету я считаю следующие:

Метод показа. Разучивание нового движения, позы я предваряю точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, я выполняю движение вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись бес словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движениями и музыкой.

Импровизационный метод. В НОД по хореографии имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Педагогу следует лишь тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

Метод наглядности. НОД с дошкольниками вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.

Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию НОД, возрасту и подготовленности занимающихся. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников.

Концентрированный метод. Заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.

Этапы работы

I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь - ноябрь)

II этап – основной (декабрь – январь - февраль)

III этап – этап совершенствования (март – апрель – май)

Программа обучения содержит следующие разделы:

Подготовительно-развивающие упражнения; (Ритмика)

Упражнения на полу (партерная гимнастика);

Движения с предметами и игрушками; (музыкально ритмическая композиция)

Танцевальные игры; (музыкально-подвижные игры)

Примерный план организации занятия.

Вводная часть:

• построение и приветствие детей

• проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи развернуты, голова прямо

Подготовительная часть занятия:

• разминка в движении: ходьба, бег, прыжки

• танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика).

Основная часть занятия:

• партерная гимнастика

• разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных.

• разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных.

Заключительная часть:

• музыкальная игра

• построение, поклон

Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен.

Младшая группа – дети 3-4 лет, занятия 2 раза в неделю по 15 мин.

Форма занятий: групповая.

Тематическое планирование на год (2022-2023 уч. г.)

Месяц Задачи Содержание занятия

Октябрь

Ноябрь

Тема «Осень в гости к нам пришла» Пробудить интерес к занятиям, дать детям элементарное представление о танце.

Формирование правильного исполнения танцевального движения, шага.

Ознакомление детей с разными темпами музыки.

Формирование пластики, культуры движения, выразительность.

Развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развивать музыкальную память, внимания; развивать координацию движений, пластичность, мягкость.

Построение детей, Проверка правильности осанки.

Разминка в движении,ходьба,бег, прыжки.

Ритмическая гимнастика «Вперед 4 шага»

Партерная гимнастика

1 упражнение «Лягушка»

И. п. -лечь на живот, согнуть колени и развести в стороны, стопы соединить.

2 упражнение «Складочка»

И. п. -садимся ноги вместе, спина прямая, руки смотрят вверх, наклоняемся вперед головку кладем на колени.

3 упражнение «Бабочка»

И. п. - садимся ноги согнуты в коленях, стопы соединены, руки на стопах.

Игра «Ладонь, кулак»

Разучивание танцевальных движений для общего танца «Осень в золотой косынке»

«Грибочки»

Коммуникативная игра «У тебя у меня…»

Построение и поклон

Занятие закончено

Декабрь

Январь

Февраль

«Зимнее приключение» Формировать у детей плавные, легкие движения рук.

Учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения.

Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой.

Продолжать учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения.

Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям.

Совершенствование координацию движений, навык ориентирование в пространстве.

Построение детей, Проверка правильности осанки.

Разминка в движении,ходьба,бег, прыжки.

Разминка «Лошадка», «По кругу»

Ритмическая гимнастика «Танцующий пингвин»

Партерная гимнастика

1 упражнение «Книжечка»

И. п. - сидя на полу, ноги врозь, руки прямые смотрят вверх, выполняется наклон в перед.

2 упражнение «Колечко

И. п- лёжа на животе поднимаем корпус с опорой на руки, сгибаем ноги носочками касаемся головы

3 упражнение «Неваляшка»

И. п. -лежа на полу ноги прямо, руки вдоль туловища. Перекаты на правый и левый бок.

Разучивание танцевальных движений для танца девочек «Бусинки-красавицы»

Общий танец «Огоньки»

Танец для мальчиков «Зайки»

Хоровод в парах «У елочки»

Выполнение некоторых движений в парах.

Подвижная музыкальная игра «Мышки и кошка»

Игра на чувство ритма музыки

Построение

Поклон

Занятие закончилось

Март

Апрель

Май

Весеннее пробуждение Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой.

Развивать творческий потенциал ребенка и самовыражения через танец.

Закреплять развитие двигательных качеств и умений координировать движения.

Продолжать развивать гибкость, ловкость, точность и пластичность.

Воспитывать выносливость, силу.

Формировать осанку, красивую походку.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

Построение детей, Проверка правильности осанки.

Разминка в движении,ходьба,бег, прыжки.

Разминка «Лошадка», «По кругу», «В рассыпную»

Ритмическая гимнастика В парах «С ним попрыгай попляши»

Партерная гимнастика

1 упражнение «Фасоленки»

И. п. - Дети лёжа на спине, вытянув руки и ноги, перекатываются на один бок, на живот, на другой бок, передвигаясь по полу, как фасолинки.

2 упражнение «Лодочка»

И. п. -Дети сидят на полу, согнув ноги и разведя их в разные стороны, перекатываясь то на правое, то на левое бедро, имитируя движения лодки.

3 упражнение «Дождик»

И. п. - дети сидят на полу потихоньку начиная стучать кулачками и пяточками об пол, постепенно увеличивая темп, имитируя нарастающий шум дождя.

4 упражнение «Мостик»

И. п. -Из положения лежа дети учатся подниматься в мостик и раскачиваются в нем, развивая гибкость в спине и плечевом суставе.

Парный танец «Солнечная полька»

«Оркестр для мамы»

Подвижная музыкальная игра «Мышки и кошка»

Игра на чувство ритма музыки

Построение

Поклон

Занятие закончилось

1 показатель

«1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

«2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,

движения соответствуют характеру музыки;

«3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в

движении; самостоятельно использует знакомые движения или

придумывает свои; движения выразительны;

2 показатель

«1» - Низкий уровень – не справляется с заданием.

«2» - Средний уровень – использует стандартные ритмические рисунки;

«3» - Высокий уровень – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

3 показатель

«1» - Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при

движении.

«2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная

эмоциональность при выполнении движений;

«3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное

выполнение движений;

23 апреля 2023 в 13:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.