ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДЬКО ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ - МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»

Музыкальная квест - игра «Русские народные музыкальные инструменты»

Цель: обобщение представлений детей о русских народных музыкальных инструментах, свойствах и способах извлечения музыкальных звуков.

Задачи:

Обучающие задачи:

1. Расширять знания детей о русских народных инструментах.

2. Формировать умения классифицировать инструменты по группам (ударные, струнные, духовые, язычковые-клавишные).

3. Формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах.

4. Способствовать умению детей различать музыкальные инструменты по их звучанию;

5. Побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в ор-кестре.

6. Обогащать словарный запас новыми словами.

Развивающие задачи:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку, память, мышление, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

2. Развивать творческие способности и двигательную активность детей средствами фольклора.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать позитивное отношение к искусству, интерес и любовь к народной музыке.

2. Формировать коммуникативные качества дошкольников.

Тип образовательной деятельности: квест.

СОДЕРЖАНИЕ:

Дети под спокойную музыку заходят в музыкальный зал и образуют полукруг

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Исполняют музыкальное приветствие

Добрый день (пропеваетмуз. рук. по трезвучию до мажора - вверх)

Добрый день (пропевают дети по трезвучию до мажора - вниз)

Говорим мы (пропевают дети по трезвучию вверх)

Каждый день (пропевают дети по трезвучию вниз)

Этими словами (пропевают дети по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)

Здороваемся с вами (пропевают дети с 5-й ступени – вниз).

Музыкальный руководитель : Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. А сейчас я предлагаю поиграть с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. (Ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)

Молодцы. Проходите на стульчики.

Звучит волшебная музыка, в зал влетает гелиевый шарик, к нему привязана снежинка.

Музыкальный руководитель : Ой, посмотрите, какой красивый шарик. А на нём письмо. От кого же оно может быть? Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, мои друзья! Пишет вам Хозяйка музея «Русская изба» Варвара Ивановна. В моей избе случилась беда, из музыкального сундучка пропали все народные музыкальные инструменты! И в нашем музее перестала звучать музыка. Вместо инструментов я нашла только записку, в которой говорится: «Чтобы вернуть музыкальные инструменты, нужно отправиться в музыкальную страну, найти город Инструменты народного оркестра, выполнить много заданий. А чтобы забрать инструменты с собой, нужно исполнить музыкальный номер». Одной мне не справиться. Я слышала, что вы очень умные и сообразительные дети. Прошу вашей помощи.

В путешествии вашей помощницей станет Сказочная Карта, которая появится, как только вы отгадаете загадку! Желаю вам доброго пути!»

Музыкальный руководитель : Ребята, поможем вернуть пропавшие народные ин-струменты? А отправимся в путешествие? (Ответы)

Тогда вперед, навстречу приключениям! С собой предлагаю взять нашу дружбу и таланты! Ребята, что нужно сделать, чтобы волшебная карта появилась? (Дети отвечают) Тогда, отгадайте-ка, ребятки, загадку.

Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент музыкальный (инструмент)

(На экране появляется карта. Рассматривает карту с детьми).

Какая интересная Карта! Посмотрите, вот музыкальная страна, город Инструменты Народного оркестра. В нем нам надо с вами посетить четыре района.

Ребята, а что вы знаете об оркестре?

Дети: Оркестр, это группа музыкантов, играющая на музыкальных инструментах.

Оркестр бывает симфонический и народный. Артисты народного оркестра играют на народных инструментах, а артисты симфонического оркестра на симфонических музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель : Правильно. А народными инструменты называются потому, что придумал их русский народ. Итак, внимание на карту. Чтобы нам с вами попасть в первый район, нам необходимо полететь на самолете. Заводим двигатели.

Дидактическая игра «Самолет»

Сидя на стульчиках, голосовое упражнение по карточкам.

Музыкальный руководитель : Замечательно. Мы с вами приземлились в городе Клавишно - Язычковые инструменты. В таких инструментах звук разной высоты издает тонкий металлический язычок, обдуваемый воздухом из мехов. Посмотрим, какие же инструменты народного оркестра здесь живут.

Район: «КЛАВИШНО - ЯЗЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Музыкальный руководитель : Слушайте внимательно загадку.

1. У неё вся душа нараспашку

И хоть пуговки есть - не рубашка.

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается. (Гармонь) Слайд.

Музыкальный руководитель : Гармошка состоит из двух частей – коробочек. Между ними находится складочки - мех, в которые накачивается воздух. На каждой части гармошки расположены кнопки. Гармонист нажимает на кнопочки, раздвигает мех и тогда гармонь начинает звучать. (ЗВУК).

2. Певцом-сказителем я жил среди славян.

Теперь, я инструмент. Зовут меня (Баян) Слайд.

Музыкальный руководитель : Правильно, это баян. Баян – это брат гармошки. У баяна на каждой коробочке корпуса, и справа и слева находятся кнопки. Ну, а теперь, чтобы забрать инструменты с собой, помните, что было написано в письме? Необходимо исполнить музыкальный номер.

ТАНЕЦ «ГАРМОНИСТ ТИМОШКА»

Музыкальный руководитель : Молодцы, теперь инструменты отправятся с нами и займут почетное место в музее. А мы смотрим на карту, куда нам стрелочка указывает. (СЛАЙД). Чтобы нам с вами попасть в следующий район необходимо сесть на лошадку.

Упражнение «Прямой галоп», муз. Раухвергера

Музыкальный руководитель : Вот мы с вами прибыли в район ударные инструменты

В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют.

Район: «УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».

Музыкальный руководитель : Слушаем загадку.

1. Ты возьми меня в ладошки.

Потряси меня рукой.

И услышишь голос мой,

Деревянный, озорной. (Трещотка) (СЛАЙД)

Музыкальный руководитель : Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем, как звучит трещотка (ЗВУК)

2. Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (ЛОЖКИ)(СЛАЙД)

Музыкальный руководитель : Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК). Деревянные ложки до сих пор используются в России как музыкальный инструмент – музыкант извлекает звук, ударяя ложки, друг о друга задними сторонами, ложкари обычно используют 3 ложки, две из них они держат между пальцами в одной руке, а третью – в другой. Музыкальные ложки очень нарядны, их расписывают вручную настоящие художники, а затем покрывают специальным лаком. Ложками можно было и щи хлебать и музыку сыграть

3. Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен) (СЛАЙД).

Музыкальный руководитель : Настоящий бубен обтянут кожей, к некоторым бубнам подвешивают колокольчики или небольшие тарелочки, которые начинают звенеть, когда мы ударяем по бубну или встряхиваем его. (ЗВУК)

4. Кричит без языка, поет без горла,

Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокольчик) (СЛАЙД)

Музыкальный руководитель : В старину колокольчики крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет. (ЗВУК). А где вы еще слышали звон колоколов? Правильно, в церкви. Вот уже многие века колокола призывают верующих людей к молитве.

5. На дощечке - есть насечки.

Проведи по ним рукой,

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной!

(Рубель)

Музыкальный руководитель : Ребята, молодцы, все загадки отгадали. Ну а для того, что инструменты отправились с нами дальше, давайте с ними покажем Сказку Шумелку.

«СКАЗКА-ШУМЕЛКА»

ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!

(РУБЕЛЬ)

Испугался заяц и - бежать.

(ТРЕЩОТКА)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть,

а дятел на сосне как застучит!

(ЛОЖКИ)

Бросился заяц бежать.

(ТРЕЩОТКА)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(БУБЕН)

Побежал заяц из леса к речке.

(ТРЕЩОТКА) (быстро)

А на берегу речки лягушки сидели.

(КОЛОКОЛЬЧИКИ)

Увидели они зайца – и прыг в воду.

(РУБЕЛЬ)

Заяц обрадовался и говорит:

- А звери меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.

(ЛОЖКИ)

Музыкальный руководитель : На карту все внимание! Нам необходимо сесть на поезд, чтобы добраться до следующего района.

«Паровоз» (массаж спины)

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Паровоз кричит: «Ду-ду! Поколачивание кулачками.

Я иду, иду, иду!»

А вагоны стучат,

А вагоны говорят:

«Так-так-так! Так-так-так! Похлопывание ладошками.

Так-так-так! Так-так-так!»

(Н. Френкель) Еще раз повторяют, но повернувшись в другую сторону.

Музыкальный руководитель : Мы прибыли с вами в район Струнных щипковых инструментов. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны. Эти струны начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.

Район «СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».

1. У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё плясать

и по-русски приседать(Балалайка)(СЛАЙД)

Музыкальный руководитель : Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником. (Звук)

2. А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел, из волны Нептун. (Гусли) (СЛАЙД)

Музыкальный руководитель : Давайте послушаем, как они звучат (ЗВУК). В далекие давние времена на праздники приходили гусляры и пели былины. Их называли «баяны». Гусли – это инструмент сказителя-гусляра. Некоторые ученые считают, что слово «баян» появилось от слова «баять» (сказывать).

3. Деревянная,

Круглая, звонкая.

Всего четыре струны,

А поёт на все лады. (Домра) (СЛАЙД)

Музыкальный руководитель : Домра старше балалайки. (Звук) Раньше она была очень распространена в России, и была любимым инструментом скоморохов – уличных музыкантов, которые ходили из деревни в деревню, играли и пели.

Ну, а теперь нужно музыкальный номер показать.

Стихотворение: «Русские народные инструменты»

Г. Серебряков

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли, в боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи откуда, грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась, как ты зазвучала?

Пролетели утки – уронили дудки.

Пролетели гуси- уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней на Руси родились!

Песня «Чудо- балалайка» З. Роот.

Музыкальный руководитель : Молодцы. Смотрим на карту. Чтобы нам попасть в последний район, необходимо надуть воздушный шарик.

Упражнения для развития брюшного дыхания:

«Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох ….у-у-у-у-у-у-у

Музыкальный руководитель : Итак, мы с вами в районе Духовых инструментов.

Заставляет духовой инструмент звучать поток воздуха, который выдувает музыкант, поэтому он так и называется.

Город «ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ».

1. Приложу к губам я трубку-

Полилась по лесу трель,-

Инструмент тот очень хрупкий

Называется… (Свирель) (СЛАЙД И ЗВУК)

2. Очень весело поёт,

Если дуете в неё.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете

Не палочка, не трубочка.

А что же это… (Дудочка) (СЛАЙД И ЗВУК)

3. Мы собрали хоровод,

Пригласили, весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в ….(Рожок) (СЛАЙД И ЗВУК)

4. В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

В руках плачет,

А кто слушает, скачет. (Жалейка) (СЛАЙД И ЗВУК)

5. Люди борются с бедой.

Вызывая дождь и ветер,

Иль пугая силу злую,

Лишь тихонько посвистят.

В нашем мире современном

Я из глины иль полена

Для забавы у ребят. (Свистулька) (СЛАЙД И ЗВУК)

Музыкальный руководитель : На Руси было много духовых инструментов : дудочка, свирель, рожок, жалейка, сопелка, свистулька. Первыми создателями деревянных духовых были пастухи – люди одной из самых древних профессий. Разные дудки, жалейки, свирели, рожки, легко вырезались из подручного материала: тростника, камыша, ветки. Первые инструменты, естественно, были простейшие, со временем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками (пищиками, голосовыми отверстиями.

Ну, а теперь наш музыкальный номер.

ОБЫГРЫВАНИЕ ПЕСНИ «Свирель да рожок»

Жили - были пастух да пастушка,

Жили - были свирель да рожок.

На свирели играла подружка,

На рожке откликался дружок.

От напевов рожка и свирели

Земляничкины щечки алели,

Были речки синей, а березки светлей,

Колокольчик звенел веселей.

Были речки синей, а березки светлей,

Колокольчик звенел веселей.

Выходили грибы на опушку,

Выбегали цветы на лужок,

Где гуляли пастух да пастушка,

Где играли свирель да рожок.

От напевов рожка и свирели

Земляничкины щечки алели,

Были речки синей, а березки светлей,

Колокольчик звенел веселей.

Были речки синей, а березки светлей,

Колокольчик звенел веселей.

То малиновкой в роще звенели,

То летели стрижом в облака

Камышовые трели свирели

И кленовые песни рожка.

От напевов рожка и свирели

Земляничкины щечки алели,

Были речки синей, а березки светлей,

Колокольчик звенел веселей.

Были речки синей, а березки светлей,

Колокольчик звенел веселей.

Чтобы ярче румянилось лето,

Чтобы солнце светило добрей,

Разноцветную песенку эту

Сочинили рожок да свирель.

От напевов рожка и свирели

Земляничкины щечки алели,

Были речки синей, а березки светлей,

Колокольчик звенел веселей.

Были речки синей, а березки светлей,

Колокольчик звенел веселей.

Колокольчик звенел веселей.

Колокольчик звенел веселей.

Музыкальный РУКОВОДИТЕЛЬ : Какие мы молодцы! Справились со всеми заданиями. Давайте немного отдохнем и поиграем.

Эх, оркестр народный,

Раздольно-хороводный!

Если грянет плясовую-

Я со всеми затанцую!

Если песню грустную-

Грусть в душе почувствую!

А «Страданья» заиграет-

Прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет-

С нами делает, что хочет!

ИГРА «Дирижер и оркестр»

Дирижер с палочкой стоит в центре круга и под музыку дирижирует, дети играют на инструментах. Под веселую музыку дети кладут инструменты на пол и все бегут по кругу. Дири-жер вместе с ними. С окончанием музыки все дети берут инструменты. Кому не досталось – ста-новится дирижером.

СЛАЙД – Заставка передачи новости

«Сегодня все пропавшие экспонаты из музея Русская Изба были возвращены на свое место. Хозяйка избы Варвара Ивановна передает большое спасибо ребятам из детского сада «Радость».

Музыкальный руководитель : Мы с вами справились со всеми заданиями. Вернули в музей Русская Изба, пропавшие инструменты народного оркестра. Какие вы ребята молодцы.

Вот и подошло к концу наше музыкальное занятие. И прежде, чем мы скажем до свидания друг другу и нашим гостям, я предлагаю каждому вспомнить и поделиться с нами тем, что больше всего запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии, вы будете передавать эту снежинку по очереди друг другу и делиться своими впечатлениями. Дети передают снежинку, и говорят, что кому запомнилось и понравилось на занятии.

Попевка Железновой

Дети. Закончилось занятие мы в группу все идем,

И на прощание всем вам рукой сейчас махнем.

Музыкальный руководитель : Я всех хвалю, вы молодцы, вы дети просто класс!

На следующее занятие я приглашаю вас.

Всего вам доброго! До свидания!

Занятие окончено.

Дети покидают музыкальный зал.


23 апреля 2023 в 13:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.