ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДЬКО ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ - МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»
|
Музыкальная квест - игра «Русские народные музыкальные инструменты»Цель: обобщение представлений детей о русских народных музыкальных инструментах, свойствах и способах извлечения музыкальных звуков. Задачи: Обучающие задачи: 1. Расширять знания детей о русских народных инструментах. 2. Формировать умения классифицировать инструменты по группам (ударные, струнные, духовые, язычковые-клавишные). 3. Формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах. 4. Способствовать умению детей различать музыкальные инструменты по их звучанию; 5. Побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в ор-кестре. 6. Обогащать словарный запас новыми словами. Развивающие задачи: 1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку, память, мышление, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой. 2. Развивать творческие способности и двигательную активность детей средствами фольклора. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать позитивное отношение к искусству, интерес и любовь к народной музыке. 2. Формировать коммуникативные качества дошкольников. Тип образовательной деятельности: квест. СОДЕРЖАНИЕ: Дети под спокойную музыку заходят в музыкальный зал и образуют полукруг Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. Исполняют музыкальное приветствие Добрый день (пропеваетмуз. рук. по трезвучию до мажора - вверх) Добрый день (пропевают дети по трезвучию до мажора - вниз) Говорим мы (пропевают дети по трезвучию вверх) Каждый день (пропевают дети по трезвучию вниз) Этими словами (пропевают дети по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх) Здороваемся с вами (пропевают дети с 5-й ступени – вниз). Музыкальный руководитель : Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. А сейчас я предлагаю поиграть с нашими пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе». Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок) Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (Ритмичное касание пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца) Начинай считать опять: Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями) Молодцы. Проходите на стульчики. Звучит волшебная музыка, в зал влетает гелиевый шарик, к нему привязана снежинка. Музыкальный руководитель : Ой, посмотрите, какой красивый шарик. А на нём письмо. От кого же оно может быть? Давайте прочитаем. «Здравствуйте, мои друзья! Пишет вам Хозяйка музея «Русская изба» Варвара Ивановна. В моей избе случилась беда, из музыкального сундучка пропали все народные музыкальные инструменты! И в нашем музее перестала звучать музыка. Вместо инструментов я нашла только записку, в которой говорится: «Чтобы вернуть музыкальные инструменты, нужно отправиться в музыкальную страну, найти город Инструменты народного оркестра, выполнить много заданий. А чтобы забрать инструменты с собой, нужно исполнить музыкальный номер». Одной мне не справиться. Я слышала, что вы очень умные и сообразительные дети. Прошу вашей помощи. В путешествии вашей помощницей станет Сказочная Карта, которая появится, как только вы отгадаете загадку! Желаю вам доброго пути!» Музыкальный руководитель : Ребята, поможем вернуть пропавшие народные ин-струменты? А отправимся в путешествие? (Ответы) Тогда вперед, навстречу приключениям! С собой предлагаю взять нашу дружбу и таланты! Ребята, что нужно сделать, чтобы волшебная карта появилась? (Дети отвечают) Тогда, отгадайте-ка, ребятки, загадку. Расскажу тебе, дружок, в древние века Дунул тихий ветерок в трубку тростника. Человек услышал вдруг, мелодичный звук, И родился в тот момент музыкальный (инструмент) (На экране появляется карта. Рассматривает карту с детьми). Какая интересная Карта! Посмотрите, вот музыкальная страна, город Инструменты Народного оркестра. В нем нам надо с вами посетить четыре района. Ребята, а что вы знаете об оркестре? Дети: Оркестр, это группа музыкантов, играющая на музыкальных инструментах. Оркестр бывает симфонический и народный. Артисты народного оркестра играют на народных инструментах, а артисты симфонического оркестра на симфонических музыкальных инструментах. Музыкальный руководитель : Правильно. А народными инструменты называются потому, что придумал их русский народ. Итак, внимание на карту. Чтобы нам с вами попасть в первый район, нам необходимо полететь на самолете. Заводим двигатели. Дидактическая игра «Самолет» Сидя на стульчиках, голосовое упражнение по карточкам. Музыкальный руководитель : Замечательно. Мы с вами приземлились в городе Клавишно - Язычковые инструменты. В таких инструментах звук разной высоты издает тонкий металлический язычок, обдуваемый воздухом из мехов. Посмотрим, какие же инструменты народного оркестра здесь живут. Район: «КЛАВИШНО - ЯЗЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Музыкальный руководитель : Слушайте внимательно загадку. 1. У неё вся душа нараспашку И хоть пуговки есть - не рубашка. Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается. (Гармонь) Слайд. Музыкальный руководитель : Гармошка состоит из двух частей – коробочек. Между ними находится складочки - мех, в которые накачивается воздух. На каждой части гармошки расположены кнопки. Гармонист нажимает на кнопочки, раздвигает мех и тогда гармонь начинает звучать. (ЗВУК). 2. Певцом-сказителем я жил среди славян. Теперь, я инструмент. Зовут меня (Баян) Слайд. Музыкальный руководитель : Правильно, это баян. Баян – это брат гармошки. У баяна на каждой коробочке корпуса, и справа и слева находятся кнопки. Ну, а теперь, чтобы забрать инструменты с собой, помните, что было написано в письме? Необходимо исполнить музыкальный номер. ТАНЕЦ «ГАРМОНИСТ ТИМОШКА» Музыкальный руководитель : Молодцы, теперь инструменты отправятся с нами и займут почетное место в музее. А мы смотрим на карту, куда нам стрелочка указывает. (СЛАЙД). Чтобы нам с вами попасть в следующий район необходимо сесть на лошадку. Упражнение «Прямой галоп», муз. Раухвергера Музыкальный руководитель : Вот мы с вами прибыли в район ударные инструменты В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Район: «УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». Музыкальный руководитель : Слушаем загадку. 1. Ты возьми меня в ладошки. Потряси меня рукой. И услышишь голос мой, Деревянный, озорной. (Трещотка) (СЛАЙД) Музыкальный руководитель : Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем, как звучит трещотка (ЗВУК) 2. Деревянные крошки, Постучи-ка немножко. Можно щи ими хлебать, А можно «Барыню» сыграть. (ЛОЖКИ). (СЛАЙД) Музыкальный руководитель : Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК). Деревянные ложки до сих пор используются в России как музыкальный инструмент – музыкант извлекает звук, ударяя ложки, друг о друга задними сторонами, ложкари обычно используют 3 ложки, две из них они держат между пальцами в одной руке, а третью – в другой. Музыкальные ложки очень нарядны, их расписывают вручную настоящие художники, а затем покрывают специальным лаком. Ложками можно было и щи хлебать и музыку сыграть 3. Ладошка по нему стучит, Потряхивает вольно. А он звенит, гремит. Ему совсем не больно. (Бубен) (СЛАЙД). Музыкальный руководитель : Настоящий бубен обтянут кожей, к некоторым бубнам подвешивают колокольчики или небольшие тарелочки, которые начинают звенеть, когда мы ударяем по бубну или встряхиваем его. (ЗВУК) 4. Кричит без языка, поет без горла, Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокольчик) (СЛАЙД) Музыкальный руководитель : В старину колокольчики крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет. (ЗВУК). А где вы еще слышали звон колоколов? Правильно, в церкви. Вот уже многие века колокола призывают верующих людей к молитве. 5. На дощечке - есть насечки. Проведи по ним рукой, И услышишь голос звонкий, Деревянный, озорной! (Рубель) Музыкальный руководитель : Ребята, молодцы, все загадки отгадали. Ну а для того, что инструменты отправились с нами дальше, давайте с ними покажем Сказку Шумелку. «СКАЗКА-ШУМЕЛКА» ЗАЯЦ В ЛЕСУ Жил-был в лесу заяц-трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (РУБЕЛЬ) Испугался заяц и - бежать. (ТРЕЩОТКА) Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (ЛОЖКИ) Бросился заяц бежать. (ТРЕЩОТКА) Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (БУБЕН) Побежал заяц из леса к речке. (ТРЕЩОТКА) (быстро) А на берегу речки лягушки сидели. (КОЛОКОЛЬЧИКИ) Увидели они зайца – и прыг в воду. (РУБЕЛЬ) Заяц обрадовался и говорит: - А звери меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес. (ЛОЖКИ) Музыкальный руководитель : На карту все внимание! Нам необходимо сесть на поезд, чтобы добраться до следующего района. «Паровоз» (массаж спины) Дети встают друг за другом «паровозиком». Паровоз кричит: «Ду-ду! Поколачивание кулачками. Я иду, иду, иду!» А вагоны стучат, А вагоны говорят: «Так-так-так! Так-так-так! Похлопывание ладошками. Так-так-так! Так-так-так!» (Н. Френкель) Еще раз повторяют, но повернувшись в другую сторону. Музыкальный руководитель : Мы прибыли с вами в район Струнных щипковых инструментов. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны. Эти струны начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами. Район «СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». 1. У неё есть три струны, Их рукой щипать должны, Можно под неё плясать и по-русски приседать. (Балалайка). (СЛАЙД) Музыкальный руководитель : Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником. (Звук) 2. А Садко на них играл И душевно напевал. Перебрал он много струн- Вышел, из волны Нептун. (Гусли) (СЛАЙД) Музыкальный руководитель : Давайте послушаем, как они звучат (ЗВУК). В далекие давние времена на праздники приходили гусляры и пели былины. Их называли «баяны». Гусли – это инструмент сказителя-гусляра. Некоторые ученые считают, что слово «баян» появилось от слова «баять» (сказывать). 3. Деревянная, Круглая, звонкая. Всего четыре струны, А поёт на все лады. (Домра) (СЛАЙД) Музыкальный руководитель : Домра старше балалайки. (Звук) Раньше она была очень распространена в России, и была любимым инструментом скоморохов – уличных музыкантов, которые ходили из деревни в деревню, играли и пели. Ну, а теперь нужно музыкальный номер показать. Стихотворение: «Русские народные инструменты» Г. Серебряков Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом? В радости ли, в боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи откуда, грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась с самого начала? Как же ты явилась, как ты зазвучала? Пролетели утки – уронили дудки. Пролетели гуси- уронили гусли. Их порою вешней нашли, не удивились. Ну а песня? С песней на Руси родились! Песня «Чудо- балалайка» З. Роот. Музыкальный руководитель : Молодцы. Смотрим на карту. Чтобы нам попасть в последний район, необходимо надуть воздушный шарик. Упражнения для развития брюшного дыхания: «Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох ….у-у-у-у-у-у-у Музыкальный руководитель : Итак, мы с вами в районе Духовых инструментов. Заставляет духовой инструмент звучать поток воздуха, который выдувает музыкант, поэтому он так и называется. Город «ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ». 1. Приложу к губам я трубку- Полилась по лесу трель,- Инструмент тот очень хрупкий Называется… (Свирель) (СЛАЙД И ЗВУК) 2. Очень весело поёт, Если дуете в неё. Вы все на ней играете И сразу отгадаете Не палочка, не трубочка. А что же это… (Дудочка) (СЛАЙД И ЗВУК) 3. Мы собрали хоровод, Пригласили, весь народ. А в кругу наш пастушок Дует весело в ….(Рожок) (СЛАЙД И ЗВУК) 4. В лесу выросло, Из лесу вынесли, В руках плачет, А кто слушает, скачет. (Жалейка) (СЛАЙД И ЗВУК) 5. Люди борются с бедой. Вызывая дождь и ветер, Иль пугая силу злую, Лишь тихонько посвистят. В нашем мире современном Я из глины иль полена Для забавы у ребят. (Свистулька) (СЛАЙД И ЗВУК) Музыкальный руководитель : На Руси было много духовых инструментов : дудочка, свирель, рожок, жалейка, сопелка, свистулька. Первыми создателями деревянных духовых были пастухи – люди одной из самых древних профессий. Разные дудки, жалейки, свирели, рожки, легко вырезались из подручного материала: тростника, камыша, ветки. Первые инструменты, естественно, были простейшие, со временем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками (пищиками, голосовыми отверстиями. Ну, а теперь наш музыкальный номер. ОБЫГРЫВАНИЕ ПЕСНИ «Свирель да рожок» Жили - были пастух да пастушка, Жили - были свирель да рожок. На свирели играла подружка, На рожке откликался дружок. От напевов рожка и свирели Земляничкины щечки алели, Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Выходили грибы на опушку, Выбегали цветы на лужок, Где гуляли пастух да пастушка, Где играли свирель да рожок. От напевов рожка и свирели Земляничкины щечки алели, Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. То малиновкой в роще звенели, То летели стрижом в облака Камышовые трели свирели И кленовые песни рожка. От напевов рожка и свирели Земляничкины щечки алели, Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Чтобы ярче румянилось лето, Чтобы солнце светило добрей, Разноцветную песенку эту Сочинили рожок да свирель. От напевов рожка и свирели Земляничкины щечки алели, Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Колокольчик звенел веселей. Колокольчик звенел веселей. Музыкальный РУКОВОДИТЕЛЬ : Какие мы молодцы! Справились со всеми заданиями. Давайте немного отдохнем и поиграем. Эх, оркестр народный, Раздольно-хороводный! Если грянет плясовую- Я со всеми затанцую! Если песню грустную- Грусть в душе почувствую! А «Страданья» заиграет- Прямо сердце замирает! То он плачет, то хохочет- С нами делает, что хочет! ИГРА «Дирижер и оркестр» Дирижер с палочкой стоит в центре круга и под музыку дирижирует, дети играют на инструментах. Под веселую музыку дети кладут инструменты на пол и все бегут по кругу. Дири-жер вместе с ними. С окончанием музыки все дети берут инструменты. Кому не досталось – ста-новится дирижером. СЛАЙД – Заставка передачи новости «Сегодня все пропавшие экспонаты из музея Русская Изба были возвращены на свое место. Хозяйка избы Варвара Ивановна передает большое спасибо ребятам из детского сада «Радость». Музыкальный руководитель : Мы с вами справились со всеми заданиями. Вернули в музей Русская Изба, пропавшие инструменты народного оркестра. Какие вы ребята молодцы. Вот и подошло к концу наше музыкальное занятие. И прежде, чем мы скажем до свидания друг другу и нашим гостям, я предлагаю каждому вспомнить и поделиться с нами тем, что больше всего запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии, вы будете передавать эту снежинку по очереди друг другу и делиться своими впечатлениями. Дети передают снежинку, и говорят, что кому запомнилось и понравилось на занятии. Попевка Железновой Дети. Закончилось занятие мы в группу все идем, И на прощание всем вам рукой сейчас махнем. Музыкальный руководитель : Я всех хвалю, вы молодцы, вы дети просто класс! На следующее занятие я приглашаю вас. Всего вам доброго! До свидания! Занятие окончено. Дети покидают музыкальный зал. 23 апреля 2023 в 13:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.